Услуга по управлению общим имуществом совместного домовладения
с 1 июня 2021 г. плательщиками жилищно-коммунальных услуг, являющимися участниками совместного домовладения
ежемесячно будет вноситься плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения.
Указанная услуга оказывается на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения, заключение которого предусмотрено жилищным законодательством в случае назначения уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения. Обязанность по подготовке и заключению с потребителем договора на управление общим имуществом совместного домовладения установлена Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Типовой договор на управление общим имуществом совместного домовладения утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». При этом следует отметить, что уполномоченным лицом по управлению общим имуществом совместного домовладения является государственный заказчик в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – государственный заказчик), создаваемый в соответствии с законодательством облисполкомами и Минским горисполкомом. |
Жилищный кодекс Республики Беларусь 28 августа 2012 г. № 428-З Принят Палатой представителей 31 мая 2012 года Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 10 января 2015 г. № 244-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.01.2015, 2/2242); Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2017 г. № 68-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.11.2017, 2/2506); Закон Республики Беларусь от 4 мая 2019 г. № 185-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.06.2019, 2/2623) – новая редакция
РАЗДЕЛ V ГЛАВА 27 Статья 146. Возникновение и прекращение совместного домовладения
перехода права собственности на все объекты недвижимого имущества к одному гражданину или организации; гибели или уничтожения всех объектов недвижимого имущества; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Статья 147. Обязанности участников совместного домовладения по несению расходов по эксплуатации общего имущества совместного домовладения
Взыскание задолженности по расходам, предусмотренным частью первой настоящего пункта, производится на основании исполнительных надписей нотариусов, а также в судебном порядке.
Статья 148. Государственные социальные гарантии для участников совместного домовладения Для участников совместного домовладения законодательством устанавливаются государственные социальные гарантии. Статья 149. Контроль за эксплуатацией общего имущества совместного домовладения В целях содержания участниками совместного домовладения общего имущества совместного домовладения в надлежащем техническом и санитарном состоянии областные, Минский городской, районные, городские исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах осуществляют контроль за эксплуатацией общего имущества совместного домовладения в рамках осуществления контроля за соблюдением жилищного законодательства. ГЛАВА 28 Статья 150. Общее имущество совместного домовладения. Доля в праве собственности на общее имущество совместного домовладения
Участник совместного домовладения не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество совместного домовладения, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на объект недвижимого имущества.
Статья 151. Способы управления общим имуществом совместного домовладения
непосредственно участниками совместного домовладения, если в собственности у нескольких участников совместного домовладения находится не более десяти объектов недвижимого имущества; уполномоченным лицом, назначаемым местным исполнительным и распорядительным органом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в порядке, установленном актами законодательства; организацией застройщиков или товариществом собственников.
Отказ от заключения договора на управление общим имуществом совместного домовладения не освобождает участников совместного домовладения, а также лиц, которым собственником жилого и (или) нежилого помещений или законодательством предоставлено право на заключение договора на управление общим имуществом совместного домовладения, от внесения платы за фактически оказанную услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения. Статья 152. Управление общим имуществом совместного домовладения товариществом собственников
При принятии решения о создании товарищества собственников лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обладают правом одного голоса. Статья 153. Управление общим имуществом совместного домовладения непосредственно участниками совместного домовладения
Статья 154. Управление общим имуществом совместного домовладения уполномоченным лицом
Статья 155. Договор на управление общим имуществом совместного домовладения
При отказе участника совместного домовладения, лица, которому собственником жилого и (или) нежилого помещений или законодательством предоставлено право на заключение договора на управление общим имуществом совместного домовладения, заключить договор на управление общим имуществом совместного домовладения уполномоченное лицо вправе заявить в суд требование о понуждении заключить такой договор. Договор на управление общим имуществом совместного домовладения заключается в простой письменной форме в двух экземплярах. Типовой договор на управление общим имуществом совместного домовладения утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
Участник совместного домовладения, лицо, которому собственником жилого и (или) нежилого помещений или законодательством предоставлено право на заключение договора на управление общим имуществом совместного домовладения, вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора на управление общим имуществом совместного домовладения в случае, если ими принято решение о создании товарищества собственников, об управлении общим имуществом совместного домовладения непосредственно участниками совместного домовладения либо о согласовании с местным исполнительным и распорядительным органом избранного на общем собрании участников совместного домовладения председателя правления товарищества собственников.
Статья 156. Порядок проведения общего собрания участников совместного домовладения по вопросу создания товарищества собственников
Статья 157. Общее собрание участников совместного домовладения по вопросу создания товарищества собственников, проводимое в форме письменного опроса
сведения о лице, участвующем в письменном опросе; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в письменном опросе, на соответствующий объект недвижимого имущества (за исключением случаев, когда инициатором общего собрания являются лица, указанные в пункте 2 статьи 152 настоящего Кодекса, или застройщик); варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные словами «за», «против», «воздержался».
Статья 158. Участие нанимателей жилых помещений, арендаторов жилых и (или) нежилых помещений, лизингополучателей жилых помещений в управлении общим имуществом совместного домовладения
Статья 159. Общее собрание участников совместного домовладения
Общие собрания участников совместного домовладения, проводимые помимо ежегодного общего собрания, являются внеочередными.
При необходимости решение общего собрания участников совместного домовладения может приниматься на общем собрании участников совместного домовладения, проводимом в форме письменного опроса. Общее собрание участников совместного домовладения созывается одной четвертью участников совместного домовладения либо уполномоченным лицом. Письменное уведомление о проведении общего собрания участников совместного домовладения направляется инициатором общего собрания каждому участнику совместного домовладения заказным письмом, либо вручается ему под роспись, либо направляется иным способом, предусмотренным решением участников совместного домовладения. В уведомлении указываются инициатор общего собрания, дата, место и время его проведения, повестка дня. Письменное уведомление должно быть направлено не позднее десяти дней до даты проведения общего собрания участников совместного домовладения. Общим собранием участников совместного домовладения (за исключением проводимого в форме письменного опроса) избирается председатель собрания, который ведет собрание, а также из числа участников совместного домовладения избирается секретарь собрания, который ведет протокол этого собрания.
Если участник совместного домовладения не может лично присутствовать на общем собрании участников совместного домовладения, он вправе проголосовать досрочно путем подачи инициатору общего собрания заявления в письменной форме, отражающего его мнение по вопросам повестки дня, либо принять участие в собрании через своего представителя, действующего на основании доверенности, удостоверенной в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь. При направлении указанного заявления посредством электронного уведомления заявление считается полученным, если отправителем зафиксировано (получено) электронное уведомление о подтверждении его получения инициатором общего собрания. Заявления, отражающие мнения участников совместного домовладения по повестке дня и полученные до проведения собрания, учитываются при подсчете кворума в соответствии с частью первой настоящего пункта, а также при подсчете результатов голосования. Прием заявлений, полученных посредством электронного уведомления, оформляется инициатором общего собрания в форме протокола, который хранится постоянно.
В случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется непосредственно участниками совместного домовладения, протокол общего собрания участников совместного домовладения подписывается всеми участниками совместного домовладения, принявшими участие в общем собрании участников совместного домовладения. Протоколы общего собрания участников совместного домовладения хранятся постоянно.
Общее собрание участников совместного домовладения, проводимое в форме письменного опроса, считается правомочным (имеет кворум), если в нем приняли участие участники совместного домовладения, обладающие более чем двумя третями голосов от их общего количества. Каждый участник совместного домовладения на общем собрании участников совместного домовладения, проводимом в форме письменного опроса, обладает количеством голосов, пропорциональным размеру его доли в праве собственности на общее имущество совместного домовладения.
повестку дня общего собрания участников совместного домовладения, проводимого в форме письменного опроса; формулировку вопросов, голосование по которым проводится этим бюллетенем, и формулировку проектов решений по каждому вопросу; варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные словами «за», «против», «воздержался»; разъяснение порядка заполнения бюллетеня по каждому вопросу; указание места представления заполненного бюллетеня (в том числе способом, предусмотренным решением участников совместного домовладения), даты окончания голосования и даты подсчета голосов по результатам проведения письменного опроса. Участник совместного домовладения, получивший такой бюллетень, заполняет его, выражая свое мнение по вопросам повестки дня («за», «против», «воздержался»), подписывает его и направляет по адресу, указанному в бюллетене, либо иным способом, предусмотренным решением участников совместного домовладения. Инициатор общего собрания, проводимого в форме письменного опроса, на своем заседании, которое проводится не ранее чем через пятнадцать дней после даты окончания письменного опроса, проводит подсчет голосов, оформляет и подписывает протокол об итогах письменного опроса, который хранится постоянно. В случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется непосредственно участниками совместного домовладения, протокол об итогах письменного опроса подписывается всеми участниками совместного домовладения, принявшими участие в общем собрании участников совместного домовладения, проводимом в форме письменного опроса. Бюллетени для голосования хранятся в течение пяти лет, протоколы об итогах письменного опроса – постоянно.
по созданию товарищества собственников или управлению общим имуществом совместного домовладения непосредственно участниками совместного домовладения. Решение считается принятым, если на правомочном общем собрании за него проголосовали более двух третей участников совместного домовладения, принявших участие в общем собрании, обладающих не менее чем двумя третями голосов участников совместного домовладения, принявших участие в голосовании; по вопросам отчуждения либо передачи общего имущества совместного домовладения во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения, иным лицам в случае, если это не нарушает прав и законных интересов участников совместного домовладения, либо уменьшения размера общего имущества совместного домовладения в процессе реконструкции объекта недвижимого имущества путем надстройки и (или) пристройки. Решение считается принятым, если на правомочном общем собрании за него проголосовали две трети участников совместного домовладения от общего количества участников совместного домовладения; по другим вопросам, касающимся управления общим имуществом совместного домовладения. Решение считается принятым, если на правомочном общем собрании за него проголосовали более половины участников совместного домовладения, принявших участие в общем собрании, обладающих не менее чем половиной голосов участников совместного домовладения, принявших участие в голосовании. Решения по иным вопросам, отнесенным законодательством к исключительной компетенции общего собрания участников совместного домовладения, считаются принятыми, если за их принятие проголосовали более половины участников совместного домовладения, принявших участие в общем собрании, обладающих не менее чем половиной голосов участников совместного домовладения, принявших участие в голосовании, если иное не установлено законодательными актами.
ТИПОВОЙ ДОГОВОР
_____________________________________________________________________________ (наименование уполномоченного лица по управлению ____________________________________________________________________________, общим имуществом совместного домовладения) именуемое в дальнейшем Уполномоченное лицо, в лице ____________________________ (должность, ____________________________________________________________________________, фамилия, собственное имя, отчество, если таковое имеется) действующего на основании Устава, с одной стороны, и участник совместного домовладения жилого дома № _____ по __________________________________________ (улица, проспект и другое) _____________________________________________________________________________ (фамилия, собственное имя, отчество, если таковое имеется, ____________________________________________________________________________, гражданина, наименование юридического лица) именуемый в дальнейшем Потребитель, с другой стороны, далее именуемые Сторонами, заключили настоящий договор о следующем:
Предмет договора
Обязанности Сторон
3.1. обеспечить в соответствии с законодательством: благоприятные и безопасные условия для проживания Потребителя; надлежащее содержание общего имущества; пользование Потребителем общим имуществом; 3.2. организовать оказание следующих жилищно-коммунальных услуг: техническое обслуживание жилого дома; текущий ремонт жилого дома; техническое обслуживание лифта*; обращение с твердыми коммунальными отходами; теплоснабжение; санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома; капитальный ремонт жилого дома; дополнительных жилищно-коммунальных услуг**. В случае принятия общим собранием участников совместного домовладения решения о необходимости предоставления дополнительных видов услуг уполномоченное лицо обязано организовать их оказание; ______________________________ * При наличии лифтового оборудования, предусмотренного проектом жилого дома. ** В случае, если потребителями в соответствии с законодательством принято решение об их оказании. 3.3. обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества, объектов внешнего благоустройства, их техническое обслуживание и (или) текущий ремонт; 3.4. обеспечивать эксплуатацию жилищного фонда с соблюдением требований нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов; 3.5. обеспечивать проведение капитального ремонта, реконструкции жилого дома, его конструктивных элементов, инженерных систем на основании перспективных (на пять лет) программ и текущих (на один год) графиков; 3.6. определять на конкурсной основе исполнителей жилищно-коммунальных услуг (работ), предоставляемых на конкурентной основе; 3.7. обеспечивать подтверждение качества и объемов оказанных услуг (выполненных работ) исполнителями; 3.8. обеспечивать в соответствии с законодательством начисление потребителям платы за жилищно-коммунальные услуги, пользование жилым помещением, а также сумм возмещения расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах, за исключением случаев, когда указанные функции возложены на иное юридическое лицо; 3.9. проводить на постоянной основе разъяснительную работу с потребителями по улучшению технического состояния общего имущества в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 г. № 399, организации энергоэффективных мероприятий в многоквартирных жилых домах; 3.10. организовывать и проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в год общие собрания потребителей по вопросам управления общим имуществом, организации содержания и ремонта общего имущества и иным вопросам в соответствии с законодательством; 3.11. принимать меры по выявлению причин и устранению последствий неоказания (оказания с недостатками) исполнителями жилищно-коммунальных услуг; 3.12. обращаться в интересах потребителя с претензией об устранении нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг к исполнителю, с которым у него заключен договор в соответствии с гражданским законодательством; 3.13. обеспечивать в установленном законодательством порядке оформление документов, удостоверяющих право на земельный участок, на котором расположен жилой дом; 3.14. представлять интересы Потребителя в отношениях с третьими лицами в соответствии с законодательством о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и иными актами законодательства, регулирующими правоотношения между потребителями и исполнителем; 3.15. доводить до сведения Потребителя, а также местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого располагается жилой дом, информацию: о своем наименовании, месте нахождения и режиме работы; о руководителе Уполномоченного лица (имя, должность, место нахождения, в том числе номер комнаты (кабинета), номер служебного телефона); о структурных подразделениях Уполномоченного лица и его работниках (имена, должности (профессии), места нахождения, в том числе номера комнат (кабинетов), номера служебных телефонов), ответственных за заключение (изменение, расторжение) договоров, организацию оказания жилищно-коммунальных услуг (исполнение договоров), устранение недостатков таких услуг, а также о режиме их работы и времени приема граждан; о границах обслуживаемой Уполномоченным лицом территории в случае установления таких границ; о документах, представляемых для заключения (изменения, расторжения) договоров; о специальных разрешениях (лицензиях) на осуществление отдельных видов деятельности и иных разрешениях, сертификатах соответствия Уполномоченного лица, если необходимость их получения для обеспечения оказания жилищно-коммунальных услуг предусмотрена законодательством; о тарифах на жилищно-коммунальные услуги, услугу по управлению общим имуществом, формах и порядке их оплаты; о нормах (нормативах) потребления коммунальных услуг; о категориях потребителей, имеющих право на льготы при оказании жилищно-коммунальных услуг; о документах, необходимых для предоставления безналичных жилищных субсидий в соответствии с законодательными актами; о доходах, полученных от оказания услуги по управлению общим имуществом, и расходах, понесенных в связи с ее оказанием; об оказываемых Потребителю основных и дополнительных жилищно-коммунальных услугах (поставщиках, объемах и стоимости каждой конкретной оказываемой услуги, сроках (периодичности) их оказания); о соответствии качества оказанных услуг требованиям нормативных правовых актов (в том числе технических нормативных правовых актов); о количестве фактов оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками (неоказания жилищно-коммунальных услуг) и о произведенном перерасчете платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в их оказании; 3.16. выполнять иные требования, предусмотренные законодательством и настоящим договором.
4.1. содействовать Уполномоченному лицу при выполнении им обязанностей в соответствии с настоящим договором; 4.2. участвовать в содержании общего имущества; 4.3. своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его вине; 4.4. оплачивать в полном объеме оказанные жилищно-коммунальные услуги и услугу по управлению общим имуществом в установленные законодательством сроки; 4.5. обеспечивать целостность и сохранность приборов индивидуального учета в жилом и (или) нежилом помещениях, если иное не установлено законодательством; 4.6. допускать в жилые и (или) нежилые помещения, на земельные участки работников Уполномоченного лица в случаях и порядке, определенных законодательными актами; 4.7. возмещать ущерб, нанесенный общему имуществу, в порядке, установленном законодательством; 4.8. участвовать в общих собраниях участников совместного домовладения, проводимых Уполномоченным лицом; 4.9. соблюдать требования жилищного законодательства, не допускать нарушения прав и законных интересов других участников совместного домовладения; 4.10. выполнять иные требования, предусмотренные законодательством.
Права Сторон
5.1. представлять интересы Потребителя при управлении общим имуществом, в том числе в отношениях с третьими лицами; 5.2. посещать находящиеся в управлении объекты недвижимого имущества; 5.3. контролировать выполнение Потребителем обязанностей, предусмотренных настоящим договором; 5.4. требовать от Потребителя соблюдения жилищного законодательства; 5.5. обращаться в суд с иском о защите прав Потребителя; 5.6. представлять в суде права и законные интересы Потребителя; 5.7. в случае несвоевременного внесения Потребителем платы за основные жилищно-коммунальные услуги принимать меры по ее взысканию в порядке, установленном законодательством; 5.8. принимать меры по приостановлению (возобновлению) оказания коммунальных услуг в соответствии с Положением о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) оказания коммунальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1466; 5.9. осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.
6.1. получать своевременно в полном объеме и надлежащего качества услуги, предусмотренные настоящим договором; 6.2. требовать от Уполномоченного лица соблюдения законодательства и условий настоящего договора; 6.3. знакомиться с документацией, касающейся общего имущества и управления им; 6.4. получать от Уполномоченного лица не позднее пяти рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах и периодичности оказанных исполнителями жилищно-коммунальных услуг в соответствии с договорами, заключенными в интересах Потребителя между Уполномоченным лицом и исполнителем; 6.5. проверять объемы, качество и периодичность оказания исполнителем услуг в соответствии с договором, заключенным им с Уполномоченным лицом в интересах Потребителя; 6.6. требовать от Уполномоченного лица обеспечения устранения недостатков оказанных исполнителями жилищно-коммунальных услуг и проверять полноту и своевременность их устранения; 6.7. получать информацию о ходе исполнения Уполномоченным лицом обязанностей, предусмотренных настоящим договором; 6.8. осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.
Ответственность Сторон
8.1. в период действия настоящего договора произошли изменения в законодательстве, делающие невозможным их выполнение; 8.2. невыполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате событий чрезвычайного характера. Сторона, для которой возникли обстоятельства, вследствие наступления которых невозможно исполнить обязательства по настоящему договору, обязана немедленно известить другую Сторону о наступлении и прекращении указанных обстоятельств. Подтверждением наличия этих обстоятельств и их продолжительности служат заверенные документы соответствующих государственных органов и иных организаций.
Потребитель несет в соответствии с законодательством ответственность в полном объеме за причиненные Уполномоченному лицу убытки, а также обязан обеспечить возмещение ущерба, причиненного общему имуществу, за исключением возмещения ущерба, причиненного умышленными или неосторожными действиями третьих лиц.
стихийных бедствий (за исключением пожара, возникшего по вине Уполномоченного лица); содержания Потребителем в ненадлежащем техническом состоянии внутриквартирных инженерных систем и оборудования, умышленных или неосторожных действий лиц, проживающих или использующих жилые и (или) нежилые помещения жилого дома, его инженерные системы и прилегающие территории.
Срок действия договора
Изменение и расторжение договора
о создании товарищества собственников; об управлении общим имуществом непосредственно участниками совместного домовладения; о согласовании с местным исполнительным и распорядительным органом избранного на общем собрании участников совместного домовладения председателя правления товарищества собственников, организации застройщиков.
Разрешение споров
Прочие условия
Реквизиты Сторон
|